?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Аэроэкспресс, РЖД, тарифы - пробуем разобраться
ezhick
Предупреждаю, дальше будет очень много букв и цитат из нормативки. Я не специалист по тарифам, просто стало интересно и потратил немного времени разобраться. Не претендую на 100% правильность, но постараюсь построить как можно более точную логическую цепочку от фактов к выводам.

Факты.
1. ОАО "РЖД" является субъектом естественной монополии на транспорте (см. http://www.fstrf.ru/about/activity/reestr/26).
2. Государственному тарифному регулированию подлежит в данном случае тариф на "услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении", грубо говоря - плата за использование железнодорожных путей и вокзалов (см. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2004 года N 787 "Об утверждении Положения об основах государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте и Правил предоставления исключительных тарифов на железнодорожном транспорте").
3. ООО "Аэроэкспресс" не является субъектом естественной монополии на транспорте (отсутствует в соответствующем реестре Федеральной службы по тарифам -
http://www.fstrf.ru/about/activity/reestr/26).


Вопросы

1. Подлежат ли госрегулированию тарифы (стоимость проезда)
ООО "Аэроэкспресс"?
2. Имеет ли право
ООО "Аэроэкспресс" на использование исключительного тарифа - коэффициента 0.01 (скидки в 99%) к тарифу на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении?
3. Если пункта 2 - нет, кто виноват и что делать?

Анализ

Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (ст. 4) относит железнодорожные перевозки к естественным монополиям, однако устанавливает, что:
"
2. В соответствии с реализуемой по решению Правительства Российской Федерации демонополизацией рынка железнодорожных перевозок осуществляется переход от регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования."

То есть декларирован переход от регулирования тарифов на перевозку к регулированию тарифов за использование инфраструктуры.
Однако, подзаконные акты не столь категоричны:

Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" устанавливает .что регулированию подлежат "Перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами) и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации".
Постановление Правительства РФ от 10.12.2008 N 950 "Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий" в "Положении об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля") гласит:
"4. Органы регулирования участвуют в государственном регулировании и контроле деятельности субъектов естественных монополий в следующих сферах:
а) железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении;"
Однако,обратите внимание, появляется указание на то, что перевозчик должен быть субъектом естественной монополии. Вот тут то и зарыта собака - в реестр попадают не все железнодорожные перевозчики и, как мы помним, ООО "Аэроэкспресс" в нем нет, то есть государственному регулированию тариф на проезд в его поездах не подлежит.

Теперь переходим к вопросу, могло ли ООО "АЭрокспресс", не имеющее статуса субъекта естественной монополии, не попадающее под государственное регулирование тарифа. получить право на использование исключительного тарифа с коэффициентом 0.01, предусмотренным Приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 258-т/2 "Об установлении льготного исключительного тарифа на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении".Для начала разберемся, как регулируются тарифы на ж/д транспорте и что это за исключительный тариф.

Читаем Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"
"Статья 8. Тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте
1. Тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.
...
2. Тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.
3. Потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации."
То есть, в переводе на общечеловеческий, тариф для естественных монополий устанавливается государством (п.1), тариф для остальных - на договорной основе (п.2). Возмещению государством подлежат только те потери владельца инфраструктуры, которые возникли в связи с установлением льгот и преимуществ на основании закона.

То есть, все предыдущие выводы соответствуют - тарифы с госрегулированием для РЖД (субъект естественной монополии) и нет тарифа для АЭ, ибо не субъект (тариф устанавливается договором между пассажиром и АЭ, АЭ волен предложить любую стоимость).

Смотрим дальше, что же такое исключительный тариф и в каких случаях он может устанавливаться. Постановление Правительства РФ от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" (вместе с "Положением о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок")
"18. В случае если уровень действующих тарифов, сборов и платы не позволяет обеспечить конкурентоспособность отдельных сегментов рынка железнодорожных транспортных услуг и (или) товарных рынков, с целью обеспечения конкурентоспособности железнодорожного транспорта общего пользования, обеспечения его доступности для пользователей услугами на данных рынках, а также с целью реализации государственных задач в сфере железнодорожного транспорта общего пользования могут устанавливаться исключительные тарифы, сборы и плата, предусматривающие применение особых условий тарификации выполняемых субъектами регулирования работ (оказываемых услуг)."

И вот здесь начинаются сложности.

Что такое сегмент рынка железнодорожных транспортных услуг? Определения этого термина найти мне не удалось, хотя cfv он применяется в десятках документов.

Как сформулирован конкретный исключительный тариф, о котором идет речь:

Постановление Правительства РФ от 17.10.2011 N 844 "Об установлении льготного исключительного тарифа на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые при осуществлении перевозок пассажиров в пригородном сообщении" (редакция, действовавшая в 2014 году, формулировки до этого были идентичные, менялись года действия):

"1. Федеральной службе по тарифам установить льготный исключительный тариф в виде коэффициента 0,01 к тарифам на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, с целью его применения при расчетах за такие услуги, оказываемые открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2014 г."
То есть в отдельный сегмент выделили все пригородное сообщение (то есть до 200 км от города). Однако, в действующей редакции постановления добавился пункт 1(1):

"1(1). Федеральной службе по тарифам:
установить коэффициент 0,25 к тарифам на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородных поездах в регулируемом сегменте пригородных пассажирских перевозок с целью его применения при расчетах за такие услуги, оказываемые открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2015 г. включительно;"
(Я не буду останавливаться на дебильной формулировке "регулируемый сегмент", ибо его определения тоже нигде нет, согласимся, что это сегмент перевозок, в котором регулируются тарифы на перевозку, то есть как раз субъекты естественной монополии, в том числе пригородные электрички.)

Получается, что все пригородные перевозки были включены в один сегмент и только теперь Правительство разделило его на два - регулируемый и нерегулируемый. РЖД и АЭ воспользовались этой лазейкой и дали АЭ возможность воспользоваться льготным тарифом. То есть это некрасиво, но вполне законно. Юристы ФБК, подозреваю, либо недоразобрались, либо упустили что-то в цепочке умозаключений. В результате сделан неправильный вывод о том, что АЭ не имел права на льготу.

И не сделан другой, очень важный вывод - АЭ имел право на льготу, однако обязан был работать по регулируемым тарифам.


Есть такой документ - "Соглашение между Правительством Москвы и Правительством Московской области об организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом" (Заключено 28.04.2011) (вместе с "Перечнем межсубъектных и межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, проходящих по территории города Москвы и Московской области"), который гласит:
"1. Правительство Москвы и Правительство Московской области:
1.1. Проводят совместный отбор перевозчиков путем проведения конкурса на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по межсубъектным и межмуниципальным маршрутам, проходящим по территории города Москвы и Московской области (далее - перевозки пассажиров железнодорожным транспортом), указанным в приложении, являющемся неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
...
2.3. Органы исполнительной власти города Москвы и исполнительные органы государственной власти Московской области, уполномоченные в области государственного регулирования тарифов, обеспечивают:
формирование предложений по единому уровню экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении;
формирование предложений по единому уровню тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении;
паритетное, в равных долях, разделение расходов на использование инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования между городом Москвой и Московской областью."

А в перечне маршрутов, для которых предусмотрены совместный отбор перевозчика и тарифное регулирование указаны такие маршруты:
248 Москва-Пасс.-Павелецкая - аэропорт Домодедово (терминал "Аэро")
249 Москва-Пасс.-Киевская - аэропорт Внуково (терминал "Аэро")
250 Москва-Пасс.-Смоленская - аэропорт Шереметьево (терминал "Аэро")
251 Москва-Бутырская - ст. Лобня (терминал "Аэро")
В отношении ООО "Аэроэкспресс" такой конкурс не проводился, однако работа в рамках этого соглашения является единственным основанием для осуществления таких перевозок! Например, "Центральная пригородная пассажирская компания" в своей отчетности ссылается именно на это Соглашение. На него же ссылается Постановление Правительства Москвы от 17.12.2013 N 850-ПП "Об утверждении тарифов на услуги субъектов естественных монополий по железнодорожным перевозкам пассажиров в пригородном сообщении (в пределах города Москвы)". И именно в рамках этого соглашения осуществляется компенсация расходов перевозчиков.

То есть АЭ незаконно оперировал с использованием тарифа существенно превышающего установленный законом.

Вот такая получилась картина... Изложено все, может быть, несколько сумбурно, но я пока не вижу нестыковок и противоречий в получившейся цепочке выводов.

Тема слишком сложная, для меня - новая, в связи с чем я не готов утверждать .что я 100% прав. И, соответственно, готов обсуждать...

P.S. Если вдруг окажется, что я неправ в последней части выводов, но прав в первой - про законность льготного тарифа, то есть одна дополнительная идея - РЖД владее 25% долей в АЭ, то есть 25% от дивидендов получило РЖД. Председатель Совета директоров АЭ и один и з членов СД - сотрудники РЖД. Предоставляя льготу АЭ РЖД увеличивало собственную будущую прибыль в виде дивидендов. То есть вот тут надо искать нарушение закона - РЖД предоставляет льготу с целью получения для себя дополнительных дивидендов. Оно знает, что если льготу не предоставить, дивидендов не будет...

Самая интерсная часть как формируются эти 100% из-за которых весь сыр бор.

Там дикая по объему методика, даже не стал вникать, ибо для данного вопроса - не имеет значения.

У кого бобровый воротник тот и назначает тарифы на АЭ.
Чукотский парень если что прикроет :)

ЗЫ. Кстати, я вам в личку написал вопросик по поводу диких зелёных крокодилов от МАДИ, гляньте пожалуйста. Есть смысл от вас что-то ждать или не интересно в это вникать?

Дополнение к постскриптуму: в условиях отсутствия жесткого обоснования тарифа на инфраструктуры в связке с объёмом потребления РЖД выгодно предоставлять скидку за счёт бюджета даже тем,чьё право на неё сомнительно.
Ведь меньший тариф позволяет больше потреблять, а разницу всё равно компенсирует бюджет.

Как если бы разницу между студентами и стандартным проездным компенсировал бы бюджет(да по спискам метро), то метро было бы выгодно как можно больше народу записать в студенты, чтобы все покупали "льготные" проездные (ставшие дешевле 20 поездок), а метро получало бы полные деньги.

Дык бюджет Москвы именно и компенсирует метро проезд всех льготников.

Интересно.

А где список тарифов установленных законом посмотреть можно?

Что значит "список тарифов, установленных законом"? Тарифы устанавливаются не законом, а ФТС и региональными органами власти...

Вот покапался немного и обнаружил конкур на право заключения договора на выполнение регулярных перевозок по маршруту (маршрутам) железнодорожного транспорта в пригородном сообщении на территории Московской области, где Аэроэкспресс есть http://goo.gl/aOMgH0

Этот конкурс проводился Московской областью за два года до заключения соглашения, о котором я пишу...

Соглашение Москвы и МО распространяется только на перевозки по регулируемым тарифам. Т.е. эти два субъекта федерации совместно устанавливают тарифы на маршрутах ниже "экономически обоснованного тарифа", выставляемого перевозчиком, и компенсируют перевозчику разницу из своих региональных бюджетов. Поскольку деньги бюджетные, перевозчик выбирается на конкурсе.

То, что М и МО не провели конкурс на указанные маршруты АЭ - это их внутреннее дело. Они могли таким образом нарушить это своё соглашение, и то не факт (не захотели такие маршруты запускать, ну и ладно), но никаких законов не нарушили. Маршруты коммерческих перевозчиков с нерегулируемыми тарифами (по крайней мере, автобусов) сейчас пока согласуются Дептрансом Москвы и Минтрансом МО по заявкам перевозчиков без всяких конкурсов.

Они вроде-как провели, вот http://goo.gl/aOMgH0

Из того, что мне пока удалось понять — Москва и Область заключили соглашение, о котором ты написал, в соответствии с которым федеральная служба по тарифам устанавливает экономически обоснованный тариф, а также тариф, который платят пассажиры. Разницу между этими двумя выплачивает перевозчику правительство Москвы и области.

На сколько я понимаю, АЭ компенсации разницы не получал, соответственно, осталось найти эти самые «экономически обоснованные тарифы», а также понять, не сделано ли для АЭ исключение в связи с тем, что он не претендует на возмещение разницы от Москвы или Области.

Но я, конечно, недостаточно пока времени в это втыкал :) всё адски запутано

А "Порядок рассмотрения ФСТ России предложений о предоставлении исключительных тарифов на железнодорожные перевозки и услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования во внутригосударственном и международном сообщении" разве не говорит о том, что для применения исключительных тарифов потребитель должен работать в минус?

Ну напрямую - не говорит...

Нашелся ответ ФАС как раз на интересующий нас вопрос: http://www.fas.gov.ru/citizens/list-of-questions-and-answers/?theme=0

.....

В соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 19.12.2013 № 1086/56 «О тарифах на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом по межсубъектным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном сообщении по регулируемым тарифам на территории Московской области» тариф на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом по межсубъектным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном сообщении по регулируемым тарифам (далее - пригородный железнодорожный транспорт) по одной тарифной зоне (10 км) на территории Московской области устанавливается в размере 17,5 рубля.

Стоимость разового билета на проезд в скорых пригородных электропоездах повышенной комфортности по межсубъектным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории Московской области устанавливается перевозчиком с учетом предельного коэффициента 2 к стоимости проезда в пассажирских пригородных электропоездах.

Стоимость разового билета на проезд в скорых пригородных электропоездах повышенной комфортности, следующих по маршрутам, соединяющим центральные железнодорожные вокзалы г. Москвы с аэровокзальными комплексами Московского авиаузла, устанавливается перевозчиком самостоятельно (ООО «Аэроэкспресс»).

.....

Я это читал. Там таких ответов по два каждый год, все с разным текстом и ссылками на разную нормативку.

Вот, чётко всё написано: http://www.zelenograd.ru/f/12159.pdf. Это постановление правительства Мособласти о тарифах на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом по межсубъектным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном сообщении по регулируемым тарифам на территории
Московской области.

Там кроме перечня тарифов есть отдельный пункт:

«Стоимость разового билета на проезд в скорых пригородных электропоездах повышенной комфортности, следующих по маршрутам, соединяющим центральные железнодорожные вокзалы г. Москвы с аэровокзальными комплексами Московского авиаузла, устанавливается перевозчиком самостоятельно»

Удаляй свой кусок про то, что Аэроэкспресс обязан был работать по регулируемому тарифу :)

Edited at 2015-02-11 12:50 pm (UTC)

Я ща первый раз начну ругаться в этом блоге матом. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВСТУПАЕТ В СИЛУ С 1 ЯНВАРЯ 2015 ГОДА!!!

Интересные люди собираются (скоро наверное и шульц подъедит...). Два момента. 1- мудрость - будь проще и люди потянутся. 2- практическое наблюдение - у нас даже гуманный суд не может определить где верховенство ГК а где не то что постановлений правительства а даже приказов ...
По теме - спускаемся на землю ( собственно это более близко к трактовке Навального)
личная версия
1 что ранее что сейчас не вижу никакой разности (по людям) и АЭ и РЖД и даже ПМ (могу напомнить интересную историю как совсем недавно закупались??? вагоны для АЭ и кто там тасовался...)
2 в этой ситуации как правило главенство имеет прибыль ( в нашем государственно-капиталистическом понимание) Поэтому вначале делается "прибыль" а потом или в процессе подгоняются документы
3 никакая СП Прокуратора и другие надзорные органы серьезно (в фин потоки не полезут) а вот их замечания и т.п. могут дергать и передергивать разные подзаконные акты
Поэтому вне зависимости от "разбора полета" все законно по нашему...

Edited at 2015-02-11 05:09 pm (UTC)

А почему ты ещё не исправил пост? Насчёт незаконного оперирования по заниженным тарифам, это ж неправда, мы же выяснили

Дорогой Максим (и в прямом и переносном смысле), а если заменить слово незаконного на слово нелогичного как вам...

Возможно на закуску...Подойти в наше время и в нашем месте к коррупции со стороны законов и права невозможно (ну конечно если это не либералов-демократов госдеповских прижать) ибо (как объяснили товарищу Навальному) есть презумпция невиновности...А воровать в карман это на нормальном уровне уходит или ушло совсем... И идти надо совсем с другой стороны ( ибо в конце всегда или обнал или счет очень далеко от РФ). В данном случае возникает вопрос с "дивидендами" причем большей частью даже не в АЭ...

Edited at 2015-02-11 07:49 pm (UTC)

У Навального все документы на ООО "Аэроэкспресс". У Вас - ОАО. Это разные организации или кто-то напутал?

Re: Так ООО или ОАО?

Мой косяк, ооо конечно. Сейчас исправлю, спасибо!

Я всё-таки до конца не врубился, почему и насколько законно Аэроэкспресс не включили в реестр естественных монополий? Т.е. есть там где-то в законодательстве какие-то критерии определения самого факта монополизма? Или это всё устанавливается от балды постановлениями правительства РФ и/или МосОбласти без каких-либо внятных обоснований?

Вот эту тему я вчера как-то пропустил мимо. Надо к ней вернуться.