?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Дорога или не дорога: можно ли эвакуировать машины, припаркованные на несуществующей дороге?
ezhick
В свете спора, возникшего касаельно законности эвакуации машин с неоформленных дорог в районе Солнцево-Парк, делаю небольшую подборко законодательства, доказывающую .что ПДД (и ответственность за их нарушение) касабтся только дороги и не могут применяться в поле, лесу, на несуществующих дорогах, дачных участках и внутри запертых гаражных боксов.
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"
Статья 2. Основные термины
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные термины:
дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог;
дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;
Статья 11. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве и реконструкции дорог
1. Проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие построенных и реконструированных дорог требованиям технических регламентов и других нормативных документов устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Статья 21. Мероприятия по организации дорожного движения
1. Мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
2. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Статья 22. Требования по обеспечению безопасности дорожного движения в процессе его организации
1. Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
2. Изменения в организации дорожного движения для повышения пропускной способности дорог или для других целей за счет снижения уровня безопасности дорожного движения не допускаются.
3. Изменение организации движения транспортных средств и пешеходов в неотложных случаях при возникновении реальной угрозы безопасности дорожного движения должно осуществляться только уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации либо должностными лицами дорожных и коммунальных служб с последующим уведомлением органов внутренних дел Российской Федерации. Распоряжения указанных лиц обязательны для всех участников дорожного движения.
4. Единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
5. На дорогах Российской Федерации устанавливается правостороннее движение транспортных средств.

Выводы - дорожное движение - только по дорогам, дорога - это только обустроенная или приспособленная поверхность. ПДД - только про дорожное движение, то есть только про дорогу.

Это, в отличие от ПДД - Федеральный закон, то есть ПДД не могут ему противоречить.

Дальше - у дороги может быть частный собственник, но он должен быть собственником именно дороги (отдельного объекта недвижимости, на секундочку) и объект этот должен соответствовать требованиям. Иначе он не дорога.

КОАП - вообще кодекс - Глава 12 называется "Административные нарушения в области дорожного движения". То есть она про нарушения в области дорожного движения, то есть на дороге.

ПДД, 1.2:
"Прилегающая территория" - территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

Я подчеркну:
- считают это положение ПДД противоречащим Федеральному закону. См. выше.
- считаю это положение крайне неконкретным: двор, остоящи от дороги на 500 метров чем отличается от двора. непосредственно прилегающего к дороге? Ничем. Почему же ПДД в нем не буду применяться? (Применительно к Солнцево-парку там эти территории к дороге вообще не прилегают, сосбенно то место, откуда эвакуировали).
- движение по ПДД это именно движение, а не стоянка. У нас же речь про стоянку.

Переходим от теории к практике. Судебной.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения"
4. Действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные в статье 264 УК РФ последствия не в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, а при погрузке или разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ, а равно в результате управления автотранспортным средством вне дороги, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ.

Верховный суд  прямо говорит, что за нарушения вне дороги нельзя наказывать по статье "нарушение ПДД".

Еще спорить будем?

P.S. Все вышесказанное не отменяет возможность эвакуации машины, стоящей на газоне, в том числе в районе "Солнцево-Парк".


  • 1
Поясни, почему ты считаешь, что там машины стояли на "не дорогах":

"дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли"
Где в определении "дороги" в ФЗ отсылки к балансовой принадлежности или статусу земельного участка в Росреестре? Место, где находились машины, соответствует определению дороги в ФЗ или нет?

Edited at 2014-12-05 10:52 am (UTC)

Если бы не было статьи 11, требующей проектирования и строительства дорог в соответствии с требованиями, то я бы согласился. Но закон не позволяет строить дороги кому попало. Раз эта построена так - она не дорога в понимании закона. В противном случае наступит анархия.

А если здание построено с нарушениями? То здания нет? И требования к высотности, к инсоляции соседей, ещё к чему-то - к нему не относятся?
Хорошо устроились!

Самый противный способ ведения спора - перевод темы. тем не менее отвечу: да, если здание построено с нарушениями, его нет, потому что оно не может быть введено в эксплуатацию и не может использоваться. В некоторых случаях - вообще подлежит принудительному сносу.

Закон цитировать не буду, просто примите как факт.

Но у этой статьи свой предмет регулирования.
Она рассказывает, как надо строить дороги, но не сужает и не расширяет определения "дорога".
В исходном посте речь шла о том, что застройщик не передал УДС района в эксплуатацию городу. Из этого никак не следует, что дороги были построены кем попало, без соблюдения необходимых требований и не являются дорогами. И не запрещает её использование автомобилистами в качестве именно дороги.

Возможно, ты и найдёшь лазейку, но пока ИМХО очень слабая позиция. Вряд ли в определении "дороги" дело.

В письме дептранса не про "не передал", а про не соответствует нормативам. Чистой воды самострой неузаконеный.

И насчет сужения/расширения - определение дороги включает термин "обустроенная". Термин очень неконкретный. Вот 11 статья его расшифровывает и дает отсылку к строительным нормам. В законах нет случайных статей - они все увязаны.

Не соответствует нормативам для организации движения ГПТ. Автобусам большой вместимости там тесно. Там это написано.

При этом эксплуатацию регулярных городских маршруток ДТ уже осуществляет. Значит УДС там есть, соответствует нормативам для маршруток, более того ДТ просит застройщика РАСШИРИТЬ дорожную сеть. И скорее всего поэтому город не берёт её на баланс. Расширить можно только то, что существует.

Да уж, по этой логике получается на всякие там грунтовые дороги в сельской местности и прочие необустроенные по нормативам улицы в деревнях дорогами якобы не являются и соблюдать ПДД там не надо. Да и даже дворовые проезды у нас, насколько я знаю к УДС не относятся. Там тоже получаетс яможно ездить и стоять как попало?

Нет, дворы относятся к прилегающей территории домов, про дворы и жилые зоны в ПДД есть.

Дорожное движение может осуществляться только по дорогам, но автомобильное движение в мегаполисах осуществляется вообще везде. По дворам, по заправкам, парковкам и.т.д.

Для "недорог" тоже нужны правила. Не надо срезать по заправкам, газовать под окнами и парковаться на газонах. В ПДД попытались эту тему осветить, получилась коллизия с федеральным законом.

Что разумеется не отменяет необходимость для госорганов и аффилированых с ними коммерческих структур соблюдать ЗАКОН. А они, как мы видим, соблюдать его не очень хотят. Так что удачи вам вашем нелегком деле)

Edited at 2014-12-05 11:16 am (UTC)

Ну если у нас ликбез, то в порядке ликбеза проясните, пожалуйста, ситуацию с дворовыми проездами и внутридворовыми парковками - чем регулируются правила игры на них. Для красоты для двух разных случаев - в случае, если территория оформлена в коллективную собственность жильцов и в обратном случае.

Аналогично с территорией, обслуживающей коммерческие организации - например парковки и съезды при Ашане/Леруа Мерлен.

Edited at 2014-12-05 01:05 pm (UTC)

Правила игры регулируются ПДД, а чем же еще? Безотносительно форм собственности.

Экой вы обстоятельный-)))) Но немного можно и поспорить-))))
1. ПДД - это не просто документ, а ППРФ, но ФЗ противоречить, конечно, не должен.
2. Касательно термина дорога:
>>дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения...

Из определения я вижу, что дорога может быть как обустроенная, так и приспособленная, как полоса земли, так и искусственное сооружение. В статье 11 ФЗ речь идет о новом строительстве и реконструкции, а также о выдаче заключения на соответствия именно построенных и реконструированных дорог.
И если из определения дороги между "обустроенная... поверхность сооружения" я могу поставить знак равно со "строительством и реконструкцией", то аргументов за то, чтобы поставить знак равно между "приспособленная ... полоса земли" и "строительство и реконструкция" я пока не вижу, к сожалению.
Те дорога может появиться как в результате строительства и реконструкции (статья 11 фз), так и сама собой накататься, как мне кажется.
Кроме того, в определении N 257-ФЗ от 8 ноября 2007 г. , есть понятие «автомобильная дорога» и «частная автомобилная дорога». А к примеру, в приложении к ПДД есть такие слова, как «в местах пересечения (примыкания) с полевыми, лесными и другими второстепенными дорогами». Также, если обратиться к практике, к примеру, Постановление Пленума Верховного Cуда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. N 2
«При привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 12.27 КоАП РФ следует иметь в виду, что указанные выше действия водителя образуют объективную сторону состава этих административных правонарушений в случаях, когда дорожно-транспортное происшествие произошло как на дороге, так и в пределах прилегающей территории»
Плюс Решение Верховного суда РФ N АКПИ12-205 от 17.04.2012 г.
“Довод Ч. о том, что на прилегающей территории не имеется дорог, в связи с чем движение по ней невозможно осуществлять по Правилам, несостоятелен, так как на прилегающих территориях могут располагаться элементы улично-дорожной сети (проезжая часть, тротуар и прочее), совокупность которых представляет собой дорогу согласно определению термина "дорога" в пункте 1.2 Правил”
Также хочу отметить, (просто сейчас нет времени искать, но сам найдешь без проблем), что суды на раз-два лишают права управление за управление ТС в состоянии опьянения на лесных дорогах, на территориях ГСК и прочие.

Вывод из этого ИМХО следующий, дорогой при желании можно обозвать все, по чему может перемещаться ТС. Автомобильной, нет, а просто дорогой да. Соответственно, ПДД действует везде, в тч и на частной дороге.

3. Мероприятия по организации дорожного движения. Намек, как я понял, следующий, что без визы Дептранса или ГИБДДшника дорога – это не дорога, асфальт, лежащий на земле. Вывод несколько неверный. В ст 21 не содержится требований о согласовании и утверждении в Дептрансе. Имеется ссылка на установленый порядок и наличие проекта. Если бы речь шла о мунципальном заказе или строительстве за счет бюджета, я бы слова не сказал. Но, к примеру, мне, как частнику для получения разрешения на строительства и вводу в эксплуатацию достаточно визы местной администрации. Без всяких Дептрансов. Думаю, в данном случае, проект был, также он был утвержден местной администрацией, иначе бы район не был бы введен в эксплуатацию. Так что, насколько необходима виза Дептранса при строительстве дороги на частной земле вопрос открытый.

Вывод из всего этого пока вижу следующий:
- ПДД действует на территории Солнцево парк. Если ты считаешь, что нет, рекомендую поуправлять авто в нетрезвом состоянии на его территории, определение ВС РФ по этому поводу почитаю с удовольствием.
- Нарушение ПДД на частных дорогах карается по КОаП
- Отсутствие визы Дептранса не является препятствием для привлечения к ответственности по КОаП
- Эвакуация ТС не делает исключений для частных автодорог


Edited at 2014-12-05 03:26 pm (UTC)

ВС РФ такой ВС РФ

С одной стороны, все вроде бы правильно. Но с другой - тротуар (по ПДД) однозначно является элеиентовм дороги, а прилегающая территория таки дорогой не является - потому она в ПДД, собственно6 отдельным определением и прописана. Правда, с необходимым уточнением, что ПДД распространяются и на прилегающую территорию тоже - поэтому лишиться ВУ за ту же пьяную езду по прилегающей тоерритории можно без проблем. Но вот ни ПЧ, нни тротуаров, ни прочих "элементов УДС" на прилегающей территории быть не может - иначе это уже не прилегающая территория, а дорога. Со всеми вытекающими.

Впрочем, ВС РФ мутить воду в области ПДД не впервой. Помнится, в очередной редакции постановления пленума они умудрились ограничить движение задним ходом по односторонней улице против движения некоей "объективной необходимостью", тем самым проигнорировав ПДД - где таковое движение разрешено без ограничений с единственным условием обеспечить безопасность маневра. И, насколько я знаю, никто это не обжаловал.

Даже полевые дороги и зимники являются дорогами, и на них действует ПДД... В случае, скажем, ДТП на место выезжает инспектор ГИБДД, а не, например, егерь. То, что дорога не передана собственником на баланс города - всего лишь вопрос того, кто будет ее обслуживать, и это не является причиной для несоблюдения на ней правил остановки и стоянки. Так что, Ёжик лишний раз подтверждает тезис о том, что все юристы - хорошие специалисты только в своей узкоспециализированной области (в данном случае, ЕМНИП, строительство).
А так, да, я тоже против эвакуаторов и моспаркинга, есличё ;)

  • 1